05.07.2022
ФСНБ-2022
Обзор ключевых изменений
Главгосэкспертизой осуществлено
формирование сметно-нормативной базы ФСНБ-2022. Указанные работы проведены во
исполнение пункта 2.4 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в
строительной отрасли, утвержденного заместителем председателя Правительства
Российской Федерации Хуснуллиным М.Ш. от 10.12.2020 № 11789п-П16.
ФЕРов нет!
Главные отличия новой
сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 от ФСНБ-2020 и всех предшествующих это новый
актуальный уровень цен 2022 года, а также отсутствие в составе базы единичных
расценок – ФЕРов.
В рамках работ по актуализации
сметно-нормативной базы было проанализировано 51 925 сметных норм. В результате
актуализации в различной степени изменениям подверглось 34 222 сметных нормы.
Изменения более чем в 34 000 сметных норм
Сметные нормы, входящие в
сметно-нормативную базу, есть совокупность количественных показателей
материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в
строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее - строительные
ресурсы), установленных на принятую единицу измерения. Работа, связанная с
формированием ресурсной части сметной-нормативной базы ФСНБ-2022, оказалась
самой трудоемкой частью относительно остальных изменений, вносимых в сметные
нормы.
Так, например, сборник сметных
цен на материалы, изделия и конструкции содержал в своем составе более 60 тысяч
позиций сметных цен строительных ресурсов. При этом следует отметить, что
данный сборник в сметно-нормативной базе редакции 2001 года содержал около 30
тысяч позиций. То есть в течение 20 лет сборник пополнялся новыми ресурсами по
данным производителей, которые регулярно обновляли линейки выпускаемой
продукции, по результатам внесения изменений в государственные стандарты и
технические условия, а также издания новых, но исключение устаревших и снятых с
производства ресурсов из него не производилось.
Мониторинг текущей стоимости
строительных ресурсов осуществлялся не только в целях получения непосредственно
текущих цен, но и для исключения устаревших, не применяемых строительных
ресурсов. Кроме того, из ФСНБ-2022 исключены строительные ресурсы, не
используемые в сметных нормах. Однако, в связи со значительным объемом
строительных ресурсов, который закрывал хотя бы базовую потребность сметно-нормативной
базы в материалах и машинах, к настоящему времени сборники сметных цен
строительных ресурсов сформированы в проектной номенклатуре. В то же время,
учитывая, что сборники сметных цен строительных ресурсов издаются в уровне цен
по состоянию на 01.01.2022 года, расчет отдельных позиций строительных ресурсов
выполняется, в том числе, в настоящее время.
Уровень цен 01.01.2022
Следует отметить, что сбор
данных о текущих ценах строительных ресурсов и пересмотр номенклатуры
осуществлялись в течение 2020-2021 годов. Пересчет полученных цен в уровень
01.01.2022 планировалось осуществлять с использованием индекса фактической
инфляции, определяемого на основании официальной статистической информации об
индексах цен производителей на строительную продукцию, а также на индексах цен
на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам
экономической деятельности (строительство), публикуемым Росстатом для
соответствующего периода. Однако анализ цен в течение 2022 года показал, что
указанные индексы не в полной мере отражают динамику роста цен на отдельные
группы строительных ресурсов. Для отражения в актуализированном сборнике
достоверной ценовой информации с учетом существенного роста цен в течение 2022
года, в 3 и 4 кварталах 2022 года был проведен экспресс-мониторинг цен по
основным группам ресурсов с выделением ресурсов-представителей из полной
номенклатуры.
По результатам утверждения
актуализированной сметно-нормативной базы и до вступления ее в действие
планируется добавление номенклатуры строительных ресурсов по результатам
окончания работ по мониторингу, расчету сметных цен, а также по итогам анализа
замечаний и предложений, в том числе, на созданном для этих целей разделе
федеральной государственной информационной системы ценообразования в
строительстве (ФГИС ЦС).
Классификатор строительных ресурсов
Актуализированные сборники цен
на материалы, изделия и конструкции (ФСБЦ) и расценок на эксплуатацию машин и
механизмов (ФСЭМ) в базисном уровне цен синхронизированы с проектом обновленного
Классификатора строительных ресурсов (далее – Классификатор) таким образом, что
каждой позиции ФСБЦ и ФСЭМ соответствует одна или более позиция Классификатора.
Таким образом обеспечивается возможность актуализации сметных цен строительных
ресурсов, задействованных в сметных нормах с использованием информации о ценах,
агрегируемой в ФГИС ЦС.
Выполнены работы по комплексному
пересмотру и актуализации сметных норм, связанные с анализом строительных
ресурсов входящих в них. Формирование сборников сметных цен ФСБЦ и ФСЭМ в новом
уровне цен выявило потребности в исключении дублирующих позиций, подбору
аналогов, уточнения применяемых машин и материалов в нормах.
Так, например, расчет сметных
цен на эксплуатацию машин и проводимый для него мониторинг стоимости ресурсов,
могут выявить машины, снятые с производства, не выпускающиеся и не применяемые
в современном строительстве. Учитывая, что повышение механизации строительных
работ ставилось в приоритет еще при разработке сметно-нормативных баз 80-х
годов, выявление подобных фактов в большинстве случаев говорит о том, что не
только машина потеряла актуальность, но в целом технология и технологические
процессы, завязанные на нее, устарели и требуют исключения в случае их
неприменения в проектах или актуализации посредством замены машины на аналог.
Более 10 000 изменений в строительных машинах.
Таким образом, в настоящее время
ФСНБ-2022 произведены замены строительных машин и механизмов на актуальные
аналоги или корректировка нормы времени работы машин по 10 498 позициям
строительных ресурсов в 7 480 сметных нормах.
Сметные цены на эксплуатацию
машин и механизмов рассчитаны в соответствии с актуальной методологией:
·
годовой режим работы машин и механизмов –
введены дополнительные положения, касающиеся порядка расчета годового режима
работы машин и механизмов, значительно расширен перечень групп машин и
механизмов, по которым приведены рекомендуемые значения годового режима работы
машин и механизмов. При этом, годовой режим для ряда машин был уточнен
расчетным методом;
·
уточнен порядок определения амортизационных
отчислений на полное восстановление машин и механизмов – добавлены справочные
значения показателей амортизационных отчислений по группам машин и механизмов,
·
уточнен порядок определения восстановительной
стоимости машин и механизмов;
·
нормы годовых затрат на все виды ремонта,
техническое обслуживание, диагностирование и замену быстроизнашивающихся частей
(далее – нормы затрат на ремонт) – расширен перечень групп за счет введения
позиций «Прочие машины» и «Прочие механизмы», пересмотрен размер
корректирующего коэффициента, применяемого к нормам затрат на ремонт импортной
техники (был 0,6, а стал 0,76), уточнен порядок применения данного
коэффициента;
·
затраты на энергоносители – уточнен порядок
определения расхода энергоносителей, приведены все необходимые справочные
значения показателей, которые задействованы в расчете затрат на энергоносители,
сформирован подход к определению затрат на сжатый воздух;
·
затраты на перебазировку машин и механизмов –
приведены справочные значения коэффициентов для определения затрат на
перебазировку (для тех машин и механизмов в чьей сметной цене эксплуатации она
учитывается);
·
сметная цена на эксплуатацию машин и механизмов
– рассчитывается без учета оплаты труда машинистов (оплата труда машинистов
приводится отдельно).
В таблицу выходной формы
добавлены дополнительные данные – средний разряд машинистов, код среднего
разряда машинистов, трудозатраты машинистов, расход электроэнергии, стоимость
электроэнергии, отметка о том учтена в сметной цене на эксплуатацию машины
(механизма) перебазировка или не учтена. Сметная цена на эксплуатацию машин и
механизмов приводится без учета оплаты труда машинистов, а оплата труда
машинистов приводится отдельно в следующем столбце.
Произведена оптимизация
номенклатуры строительных машин и механизмов путем замены на
полнофункциональные аналоги по 172 позициям строительных ресурсов.
В случае учета сметными нормами
материальных ресурсов, снятых с производства, требуется проведение замен
учтенных материальных ресурсов на аналоги, выпускаемые сегодня. Если
технология, учтенная в составе сметных норм, предусматривает применение
исключительно конкретного материального ресурса определенной марки/типа/вида и
при этом такой ресурс снят с производства и не выпускается промышленностью, то
сметные нормы, по таким технологиям, подлежат исключению из сметно-нормативной
базы в связи с отсутствием их востребованности.
Почти 53 000 изменений в строительных материалах
Таким образом, в настоящее время
в проекте ФСНБ-2022 произведено 52 915 замен строительных материалов на
актуальные аналоги в 23 537 нормах, в том числе 1 550 замен конкретных
материалов на открытые группы.
Проведена актуализация
номенклатуры строительных ресурсов на основании действующей
нормативно-технической документации. Отдельно следует отметить корректировку
позиций нерудных материалов, асфальтобетонных смесей в соответствии с
обновленными и новыми государственными стандартами. Откорректированы позиции
бетонных смесей, металлопроката, битумов, керамических и силикатных кирпичей,
кабельной продукции, труб полиэтиленовых и изоляционных материалов. Из данных
групп строительных материалов удалены позиции отсутствующие (устаревшие и не
производящиеся) на рынке строительных материалов Российской Федерации.
Убрали не используемый асфальт
Так,
например, по согласованию с ассоциацией «Росасфальт» исключены не используемые
марки асфальтобетонных смесей и битумов: смеси асфальтобетонные горячие
высокопористые песчаные, битум нефтяной дорожный БНД 20/35, БНД 35/50, битум
нефтяной дорожный улучшенный (БДУ) различных марок и другие.
Добавили используемый
В свою очередь были добавлены
асфальтобетонные смеси по новым ГОСТ: ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные
общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система
объемно-функционального проектирования. Технические требования», ГОСТ Р
58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие
асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия», ГОСТ Р 58401.2-2019 «Дороги
автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального
проектирования. Технические требования», ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги
автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и
асфальтобетон. Технические условия».
Удалили устаревшие трубы
Исключены трубы полиэтиленовые
марок ПЭ 63 и ПЭ 80, не производящиеся в настоящее время, добавлена линейка
труб полиэтиленовых ПЭ 100 с размерным соотношением SDR 26, трубы из ковкого чугуна
заменены трубами из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) и так
далее.
Перешифрование сборников на ремонт
Отдельно следует отметить
проведенную перешифрацию сборников сметных норм на ремонтно-строительные работы
(ГЭСНр). При формировании сметно-нормативной базы в редакции 2001 года, за
основу были приняты сборники сметных норм и расценок на строительные работы
(СНиП 4.02-91), на ремонтно-строительные работы (СНиР-91Р), на монтаж
оборудования (СНиП 4.06-91), а также ряд прейскурантов и иных нормативных
документов, утвержденных Госстроем СССР.
Первыми в сметно-нормативную
базу редакции 2001 года формировались сборники сметных норм на
ремонтно-строительные работы, и они сохранили шифрацию, предусмотренную
СНиР-91Р, например, норма 51-1-2 «Разработка грунта внутри здания в траншеях» и
ГЭСН редакции 2001 года с шифром 51-1-2, где «51» - номер сборника, «1» -
порядковый номер таблицы, «2» - порядковый номер нормы в таблице. Указанной
системой шифрации не предусмотрена возможность деления сборников на отдельные
части (разделы, отделы), также отсутствует возможность добавления новых таблиц
сметных норм в середину сборника ввиду шифрации существующих таблиц по порядку
(за исключение случаев оставления резервных емкостей в шифрах таблиц). При
формировании оставшихся сборников сметных норм на строительные работы, монтаж
оборудования и пусконаладочные работы в сметно-нормативную базу редакции 2001
года этот недостаток был учтен и устранен, в результате чего шифры приобрели
следующий вид 01-01-001-01, где первая группа цифр – номер сборника, вторая –
номер раздела, третья – таблицы в разделе, четвертая – нормы в таблице. При
такой системе шифрации исключаются недостатки принятой в СНиП 4 (СНиР-91Р),
шифр вне зависимости от порядкового номера норм и таблиц всегда имеет
одинаковой количество символов и структуру, исключая таким образом сложности
машинной сортировки данных. Принимая во внимание вышесказанное сборники сметных
норм на ремонтно-строительные работы были перешифрованы таким образом, что
норма 51-1-1 «Разработка и обратная засыпка грунта вручную внутри здания в
котлованах глубиной до 3 м площадью до 10 м2» в проекте ФСНБ-2022 имеет шифр
51-01-001-01. Следует отметить, что при проведении перешифрации был сформирован
переходной ключ от старого шифра к новому для обеспечения возможности автоматизированного
пересчета сметной документации из ФСНБ-2020 в ФСНБ-2022.
Поменяли старые экскаваторы на новые
В рамках формирования ФСНБ-2022
актуализированы линейки экскаваторов на гусеничном ходу: удалены дублирующие
позиции, сформирована единая линейка экскаваторов без дифференциации на
импортных и отечественных производителей.
По итогу произведенных изменений
пересмотрены нормы, в которых задействованы указанные экскаваторы.
В результате проведенной аналитической
работы сформирована единая линейка норм по следующему принципу: для
экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина
отечественного производства – принята норма на разработку грунта отечественными
экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по СНиП 4.02-91, для
экскаваторов, по которым в качестве машины-представителя выбрана машина
импортного производства, соответственно принята норма на разработку грунта
импортными экскаваторами с показателями нормы времени, принятыми по
сметно-нормативной базе редакции 2017 года.
Научились считать внутрипостроечный транспорт
При формировании
сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 разрешена давняя проблема, связанная с
определением затрат на внутрипостроечный транспорт материальных ресурсов при
применении нормативов сборника 30 Мосты и трубы. Затраты на указанные виды
работ определялись на основании данных, отраженных в приложении 30.1 к
сборнику, выраженных в натуральных показателях (трудозатраты, нормы времени
работы машин и расход материальных ресурсов). При определении сметной стоимости
указанных затрат сметчиками производилась калькуляция ресурсов непосредственно
в локальных сметах с различной вариативностью в разных программных комплексах.
В результате повышалась вероятность ошибки, связанная с человеческим фактором,
значительно увеличивалась трудоемкость разработки сметной документации на
строительство мостов (путепроводов), возникали сложности с формированием и
представлением на государственную экспертизу сметных расчетов в формате XML.
В результате в разделе 8
сборника 30 Мосты и трубы сформирован подраздел 8.15 «Доставка материалов,
изделий и конструкций» в составе которого размещены две таблицы сметных норм на
доставку материалов железнодорожным и автомобильным транспортом соответственно.
Указанные нормы не новые, они являются переформатированными данными приложения
30.1. Как следствие, приложение 30.1 подлежит исключению из сборника с
одновременной корректировкой отдельных пунктов технической части ссылающихся на
него.
Инструмент и производственный инвентарь не включаем в калькуляцию
В соответствии с пунктом 2.4.2
Методических рекомендаций по разработке сметных норм на строительные,
специальные строительные и ремонтно-строительные работы, утвержденных приказом
Минстроя России от 04.09.2019 № 509/пр, при составлении калькуляции затрат
строительных ресурсов в нее не включаются инструмент и производственный
инвентарь, не относящиеся к основным средствам и учитываемые в составе
накладных расходов в соответствии с Методическими рекомендациями по определению
величины накладных расходов в строительстве, а также производственные
приспособления и оборудование, учитываемые в составе норм амортизационных
отчислений в составе титульных временных зданий и сооружений.
Дополнительное электричество уже в составе сметных норм
В связи с тем, что ФСНБ-2022 не
предусматривает в своем составе федеральных единичных расценок (ФЕР),
возможность дополнительного учета затрат на энергоносители в процентах,
принятая в ФСНБ-2020, для нее неприемлема. В результате проведения
аналитической работы по определению потребности в энергоносителях в натуральном
выражении необходимый расход электроэнергии и бензина был учтен непосредственно
в ресурсной части 9 812 сметных норм.
Также в ФСНБ-2022 включены новые
сметные нормы, утвержденные в дополнениях и изменениях № 9 (приказы Минстроя
России от 20.12.2021 № 961/пр и № 962/пр), а также нормы, одобренные
Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию при
Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской
Федерации.
Общее количество сметных норм,
включенных в проект ФСНБ-2022 составило – 316 новых и 25 актуализированных.
ФСНБ-2022 одобрен Научно-экспертным советом по
ценообразованию и сметному нормированию при Министерстве строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Минстроем России.
Заказать