8 октября Президент Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Новосибирске заявил, что его не устраивает соотношение цена-качество при строительстве дорог. Глава государства потребовал ужесточить контроль за расходованием средств.
Президент В.В.Путин: "Прежде всего, соотношение цены
и качества объектов дорожного строительства: эта проблема всегда была
болезненной, вызывала много вопросов в обществе, и её острота не меньше и
сегодня, она не изжита сегодня. Государство направляет на строительство и
реконструкцию дорог значительные финансовые ресурсы, но отдача от этих вложений
порой малоэффективна. Даже недавно построенные автодороги нередко не
соответствуют требуемым характеристикам, быстро изнашиваются, не выдерживают
современных транспортных нагрузок и так далее.
Необходимо
принять меры, направленные на повышение достоверности, точности сметной документации
дорожных работ. Многие методики здесь явно устарели. В итоге сохраняются так
называемые «чёрные дыры», где исчезают выделенные средства. Из года в год
ремонтируются одни и те же дороги – вместо того, чтобы поступательно наращивать
объёмы качественного дорожного строительства. У рабочей группы есть ряд
предложений по этой теме, сегодня мы их тоже рассмотрим.
Отмечу
при этом важную роль заказчиков, проектировщиков и государственной экспертизы,
которые обязаны нести ответственность за прочность, качество и сроки
эксплуатации дорог. Считаю, что Главгосэкспертиза должна также стать активным
проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве. Внедрение
инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не
стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически
целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий.
В
частности, очень медленно решается одна из актуальных проблем дорожного
строительства – увеличение срока службы так называемых дорожных одежд. По ряду
правил в этой области дорожники всё ещё ориентируются на нормы тридцатилетней
давности. Но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не
говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всём мире,
а у нас пока нет или очень мало распространены к применению. Прошу
заинтересованные ведомства проанализировать все эти вопросы и сформировать
согласованные решения по продвижению и внедрению инноваций в дорожном
хозяйстве. Знаете, сейчас на выставке был, и, действительно, то, что я сказал,
многие здесь знают. Это странно даже, просто странно: технологии есть,
материалы есть, а по бюрократическим соображениям их до сих пор невозможно
использовать. Даже удивительно просто, косность какая-то."
...
"Уже было акцентировано внимание
на состоянии сохранности дорог. Хотелось бы подчеркнуть, что, приводя, начиная
с 2018 года, федеральные дороги к нормативному содержанию, крайне важно
подтягивать и региональную сеть. Ведь водителю всё равно, по чьей дороге и
какого значения он едет. Ему важно, чтобы дорога была ровная, без ям и без
ухабов.
Мы
решаем эту задачу, в том числе путём совершенствования нормативно-технической
базы, с учётом применения инновационных материалов и технологий при
строительстве дорог. При этом основной акцент делается на опытно-экспериментальном
внедрении инновационных технологий в реальных условиях. Сегодня функционируют
уже три опытно-экспериментальных полигона. Минтрансом утверждены отраслевые
сметные нормативы, применяемые при проведении работ по содержанию автомобильных
дорог федерального значения. Они вступают в силу уже с января 2015 года. Продолжая
данную работу, мы завершаем формирование сборника элементных сметных норм и
единичных расценок по ремонту автомобильных дорог общего пользования и
искусственных сооружений."
...
Министр транспорта М.Ю.СОКОЛОВ: "В целях повышения достоверности определения сметной
стоимости дорожных работ разработать комплекс мер, который бы предусматривал
формирование единой общероссийской систематизированной базы данных объектов,
аналогов и стоимости ресурсов. Совместно с Минстроем мы уже начали такую работу
и в этом году разработали и утвердили укрупнённые нормативы цены конструктивных
решений для автомобильных дорог"
...
Губернатор калужской области А.Д.Артамонов: "Оптимизировать расходы
позволило бы также и изменение классификации работ по капитальному ремонту, по
содержанию. Зачастую мы проводим капитальный ремонт, где в нём пока нет
совершенно никакой необходимости. И мы могли бы за эти же самые деньги в три
раза больше сделать как минимум, но там надо поменять нормативы, которыми мы
сегодня руководствуемся."
...
А.В.Андреев ОАО "ДСК Автобан": "В настоящее время при расчёте
цены объекта применяется у нас на сегодняшний день базисно-индексный метод. В
чём он состоит? Он предусматривает определение стоимости в базисном уровне цен
по состоянию на 1 января 2000 года с последующей индексацией его в текущие
цены. Причём цены определяются по федеральным единичным расценкам или по
территориальным единичным расценкам. И эти расценки на сегодняшний день
абсолютно не удовлетворяют тому действительному положению вещей, которое на
территории есть. И в основном они, эти расценки, применимы больше для
промышленного гражданского строительства – больше сосредоточенных объектов.
Всё-таки линейный объект, дорожное строительство – это очень здорово
отличающееся от сконцентрированного строительства на местах.
Сейчас
только что говорили о щебёночном отечественном асфальтобетоне. Это
действительно очень прогрессивная и действительно хорошая технология, она
применяется сегодня на объектах «Росавтодора» практически везде. Но дело в том,
что определённая стоимость по территориальным либо федеральным единичным
расценкам, стоимость этого асфальтобетона составляет где-то 1900 – в то время,
когда реальная стоимость выходит за 2800–2900 сегодня, себестоимость.
Поэтому
какое есть предложение? Предложение на сегодняшний день таково, что повышение
достоверности цены объекта даёт всё-таки ресурсный метод, базирующийся на
единой общероссийской систематизированной базе данных стоимости ресурсов,
получаемой в региональных центрах по тарифным ценам. То есть в каждом регионе
есть региональные центры, которые накапливают эту информацию, и соответственно
они не заинтересованы в повышении цены, потому что это государственные
структуры.
Я
сейчас речь веду не о том, чтобы увеличить стоимость строительства
автомобильных дорог – нет, наоборот, правильность, достоверность. Потому что,
если у тебя, условно говоря, песчаная насыпь, песок стоит 180 рублей, а он, по
сути, у тебя по стоимости до 600 доходит, о чём говорилось, и, естественно,
определённая цена по территориальным единичным расценкам, соответственно с
индексацией, она говорит о том, что у тебя вообще 160–180, ну, конечно, ты
ориентируешься, смотришь другие конструктивные элементы. Там, где есть
небольшая дельта, которая более или менее удовлетворяет, начинается перекидка
между этими ценами. То есть полностью ты в объект уложишься или не уложишься.
Соответственно и у проектных организаций возникает в какой-то степени не то что
задача: «Давайте накрутим здесь, потому что здесь всё равно невозможно
по-другому порешать».
Переход
на ресурсный метод позволит создать и перечень укрупнённых нормативов,
конструктивных решений, видов работ. Ресурсный метод определения цены при
реализации проекта позволяет более эффективно использовать новые материалы, технологии
при строительстве дорог, шире применять инновации."
Центр Строительного Консалтинга, Все права защищены